12.01.2022
Ранний возраст - это период наиболее интенсивного
развития ребёнка, формирования разнообразных знаний, умений, навыков и
поведения.
Задача в воспитании детей этого возраста - правильно
организовать становление личности ребёнка. Жизнь детей теснейшим образом
связана с жизнью взрослых. Для детей раннего возраста характерна огромная
потребность в общении. Благодаря общению развивается речь ребёнка, с развитием
речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребёнком окружающих предметов и
явлений.
Детский фольклор (народное творчество) имеет множество
жанров, направлений: колыбельные песни, потешки, скороговорки, загадки и
детские сказки.
Познавая произведения народного творчества, дети
усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту,
жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость труда, уважение к людям,
бережное отношение к природе. Средствами народного искусства активно
формируется воображение детей, как образное, так и наглядно-действенное.
Ярче и образнее становится речь. Дети учатся
понимать прекрасное, приобретают знания о жизни, о труде людей, о том, что
ценят в человеке.
Народные произведения являются мощным и направленным
средством воспитания детей.
Работая в группе с детьми раннего возраста, я на
практике убедилась в том, что народное творчество является действительно
незаменимым средством нравственного воспитания детей.
Во-первых, оно близко к житейскому опыту детей, так
как рассказывает о поступках героев произведений, которые неоднократно совершал
сам ребёнок.
Во-вторых, в произведениях воссоздаётся конкретная
образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит
конкретный, наглядно-образный характер.
В-третьих, художественное, поэтическое слово вызывает
у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём
рассказывает произведение. Малыши искренне переживают за героев и оценивают их
поступки и действия, присваивают себе опыт этих героев. И этот опыт начинает
влиять на поступки и действия самих детей.
Чтобы усвоить содержание художественного произведения
(будь то сказка или потешка или др.) детьми, я в своей практике использую
его неоднократно:
Я использую чтение потешек практически во всех
режимных моментах (это и утренняя гимнастика, и прием пищи, и
одевание-раздевание, мытье рук, причесывание, укладывание спать и, конечно,
игра). Это благотворно влияет на общение с детьми, создает положительный
эмоциональный фон.