Пальчиковый игротренинг
05.04.2023
Пальчиковый
игротренинг
Источники способностей и дарования детей
– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке,
тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию
Александровичу Сухомлинскому.
Одним из ведущих аспектов развития
дошкольника является развитие мелкой моторики. Доказано, что развитие руки
находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
В дошкольном возрасте необходимо
постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия,
поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование
воображения, речи, мышления и эстетического воспитания.
Сенсорное воспитание на втором и третьем
году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям,
требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме,
положению в пространстве.
Большую роль в сенсорном развитии
ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция
нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Таким образом,
целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой
моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно
влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует
сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Отношение к рукам у человечества всегда
было особым, отчасти даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали,
строили жилище, объясняли, измеряли, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье человека, о
его силе, о профессии, темпераменте. В нашем языке не случайно так много
выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые
руки», «рукой подать», «руками развести», и т.д.
Одним из показателей и условий хорошего
физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки,
ручных умений или мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки
специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы
и мозга. Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не
выявляется так ярко, как в движении руки — органа чувств и познания.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский
говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем лучше развиты
тонкие движения пальцев рук малыша, тем быстрее развивается речь и интеллект.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным,
эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым
приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые
включают самомассаж, пальчиковые игры,
рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым
настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится
детям. С большим увлечением до-школьники выполняют двигательные упражнения с
использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в
занимательную игру: "пальчики-музыканты",
"пальчики-фокусники", "пальчики-путешественники" и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей
пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но
и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками.
Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Предложенные игры сначала можно использовать как
самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.
Для развития мелкой моторики были
созданы такие игры как «Картинки и прищепки», «Болты»
Развивать у детей мелкую моторику рук
очень просто! Главное, чтобы детям эти игры доставляли радость и удовольствие.
И в целях безопасности детей, любая игра с
мелкими предметами обязательно должна быть под контролем взрослых!
Тема "Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с
мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на
каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, |
Театр
пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды
пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном
ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать
вверх-вниз.
2. Растет
на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе,
кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с
опорой на верхнюю губу.
3. Яблоки
кислые.
Махнуть рукой "эх". Сморщиться
и слегка высунуть язык.
4. Яблоки
соберем в корзины.
Пальцы рук переплести
"корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
5. Дома
сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху
— жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через
лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения
от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
7. Тяжело
нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой".
Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой"
(боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
8. Приплыли
домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком").
Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая
игра "Варим мы компот"
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети
поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на
клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот, |
Рисование (веревочками,
косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)
Тема "Грибы"
Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками
На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца
Правая рука: |
Театр
пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды
пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном
ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать
вверх-вниз.
2. На
опушке — большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять
вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
3. Под
деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
Щепотью одной руки показать толстую
ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая
рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).
Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).
4. У
других грибов ножки тонкие.
Указательный палец одной руки — ножка,
ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).
5. Дерево
растет.
Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык
тянуть к носу.
6. Грибы
растут.
Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу,
то прогнуть "чашечкой".
7. Соберем
грибы в корзины.
Пальцы рук переплетены
"корзинкой". Язык — "чашечкой".
8. Через
лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения
от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.
9. Тяжело
нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой".
Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой"
(боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
10. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы
"домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковые
игры
Игра "Грибочки"
Дети прокатывают мяч-прыгун по спирали (авторское пособие
"Спираль"), пальцами правой или левой руки. Движения сопровождают
стихотворением.
Хочет белка все грибочки |
Игра
"Хоровод"
Используется подставка под горячее с клеточками. Дети
"ходят" указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный
слог стихо-творение, делая по шагу.
И на горке, и под горкой, |
Рисование (пальчиками,
пуговицами)
Тема "Овощи"
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный
слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от
ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука: Правая рука: |
Театр
пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды
пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном
ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать
вверх-вниз.
2. Подошли
к огороду.
Ладони ребрами тесно прижать друг к
другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На
опушке леса растут помидоры.
Ладони ребрами тесно прижать друг к
другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно
тянуть к нёбу.
4. Помидоры
соберем в корзину.
Пальцы рук переплетены
"корзинкой". Язык — "чашечкой".
Пальчиковая
игра "У Лариски две редиски"
Бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые
фаланги ("подушечки") от указательного к мизинцу и обратно на ударные
слоги стихотворения:
У Лариски — две редиски, |
Игра
"Капуста"
Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими
руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:
Мы капусту рубим-рубим, |
Рисование (косточками,
семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)
Тема "Ягоды"
Самомассаж рук.
Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный
мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:
Я катаю мой орех, |
Театр
пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды
пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном
ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать
вверх-вниз.
2. Подошли
к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к
другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На
полянке растет малина.
Ладони ребрами тесно прижать друг к
другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно
тянуть к носу.
4. Собираем
малину в корзину.
Переплести пальцы "корзиной".
Язык — "чашечкой".
5. Дома
сварим из малины варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху
— жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через
лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки в стороны: плавные движения от плеч
к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.
7. Тяжело
нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой".
Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой"
(боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.
8. Приплыли
домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы
"домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая
игра "В лес идем мы погулять"
Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами.
Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на
каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять. |
Тема "Животные"
Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды
пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном
ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать
вверх-вниз.
2. Подошли
к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к
другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На
опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять
вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
4. Вот
крона дерева.
Пальцы чуть согнуть. Язык —
"чашечкой".
5. На дереве дупло. В нем живет белка.
Она то выглядывает из дупла, то прячется.
Руки соединить ребрами ладоней
"чашечкой". Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся
в стороны. Язык "чашечкой" двигать вверх-вниз и попеременно в стороны
или убирать за зубы.
Пальчиковая игра "В зоопарке"
Используется
решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипами. Дети "ходят"
указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать
шаг.
В
зоопарке мы бродили, |
"Загадки"
Универсальное
панно (авторское) и мяч-прыгун. Дети, прокатывая мяч по дорожкам панно пальцами
правой (левой) руки, сопровождают игру загадками.
Лесом катится клубок,
. У него колючий бок, |
. Тема "Семья"
. Самомассаж пальчиков
массаж "четками" — перебирание бус
("четок"), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
воздушными шарами-"шалунами"
(наполнители — соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики,
приговаривая:
И у бабушки есть, |
Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
. Однажды пальчики пошли в
лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном
ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать
вверх-вниз.
. Подошли к опушке —
ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к
другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
. На опушке — большое
дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять
вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
. Вот крона дерева.
Пальцы чуть согнуть. Язык —
"чашечкой".
. Крона состоит из веток и
листьев.
Пальцы напряженно вытянуть и широко
расставить.Ладони соединить "чашечкой".
Язык — "чашечкой".
. Листья так весело играют с
ветерком летом, а осенью опадают.
Пальцы широко расставить и попеременно
двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз (со
скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.
. Вот корни дерева.
Кисти рук тыльной стороной соединить у
запястья, пальцы напряженно тянуть вниз.
Язык напряженно тянуть вниз.
Пальчиковые игры
Игра "Кто живет в моей квартире"
. Квартира — решетка для
раковины или подставка под горячее (с клеточками). "Ходить"
указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха
делать шаг. Можно "ходить" в любом направлении одной, другой, обеими
руками.
. Раз, два, три, четыре. |
Игра "Пальчик-мальчик"
. Две пробки от пластиковых
бутылок положить резьбой вверх или взять две большие пуговицы с углублением. На
них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый
ударный слог стиха. Можно "ходить" одной, другой, двумя руками
одновременно (4 пробки).
. Пальчик-мальчик, где ты был? |
. Игра "Моя семья"
. Используются
"забавные узелки" на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на
каждый узелок называть членов своей семьи.
. Этот пальчик — дедушка, |
. Игра "Поиграем в пальчики"
Бельевой прищепкой (проверить, чтобы не была
слишком тугой) поочередно "кусать" ногтевые фаланги
("подушечки") на ударные слоги стиха от большого пальца к
указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.
Большаку дрова рубить, |
. Список использованной и рекомендуемой литературы
Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград,
Буквоград, Златоустия. М., 1999.
. Крупенчук О.И. Научите
меня говорить правильно. СПб., 2001.
. Нищева Н.В. Система
коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием
речи. СПб., 2003.
. Светлова И. Развиваем
мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.04.2023
Дата обновления: 05.04.2023
Дата публикации: 05.04.2023