07.02.2021
Источники
способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем
больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит
известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Одним
из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики.
Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и
мышления ребенка.
В
дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по
укреплению сенсорного восприятия, поскольку этот элемент оказывает огромное
влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического
воспитания.
Сенсорное
воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении
детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним
признакам: величине, форме, положению в пространстве.
Большую
роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью
происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном
мозге. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по
развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных
способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое
главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Отношение
к рукам у человечества всегда было особым, отчасти даже мистическим. Руки
добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, лечили,
учили и учились…
По
рукам судили о здоровье человека, о его силе, о профессии, темпераменте. В
нашем языке не случайно так много выражений, связанных с руками: «мастер
на все руки», «золотые руки», «рукой
подать», «руками развести», и т.д.
Одним
из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития
ребёнка является развитие его руки, ручных умений или мелкой пальцевой
моторики. По умелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях
развития центральной нервной системы и мозга. Исследователи утверждают, что
нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движении руки —
органа чувств и познания.
Выдающийся
педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его
пальцев. Чем лучше развиты тонкие движения пальцев рук малыша, тем быстрее
развивается речь и интеллект.
Для развития мелкой
моторики были созданы такие игры как «Картинки и прищепки», «Болты»
Развивать
у детей мелкую моторику рук очень просто! Главное, чтобы детям эти игры
доставляли радость и удовольствие.
И в
целях безопасности детей, любая игра с мелкими предметами обязательно должна
быть под контролем взрослых!