15.02.2022
Работа по формированию антикоррупционного
мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает
следующие составляющие:
1) Анализ практик семейного воспитания
по данному вопросу.2) Уточнение представлений детей о таких понятиях, как
«честность», «порядочность», «правдивость», «справедливость»,
«ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь»,
«коррупция», «проступок», «преступление».
3) Расширение первоначальных детских
представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
4) Формирование сознательного отношения
к соблюдению правил поведения в социуме. С учетом возрастных особенностей в
процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных
образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы:
Младший дошкольный возраст
Семья – самое близкое окружение
человека.
Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь
членов семьи.
Оказание посильной помощи взрослым.
Забота о детях, престарелых, больных –
долг каждого человека.
Хозяйство семьи.
Имена и фамилии членов семьи.
Правила поведения в детском саду, в
группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.
Коллектив группы, совместная
деятельность, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Старший дошкольный возраст
Общество – люди, которых объединяет
общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для
достижения общей цели.
Человек – член общества.
Взаимоотношения человека с другими
людьми.
Культура общения.
Человек – создатель и носитель культуры.
Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Правила поведения в детском саду, в
группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.
Коллектив группы, совместная
деятельность, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Одной из задач ФГОС ДО
является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Развитие у
воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных
качеств, инициативности, самостоятельности иответственности является
необходимым условием для формирования антикоррупционного мировоззрения.
Выстраивать систему
антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции базовых
направлений развития и образования (образовательных областей) ФГОС ДО:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное
развитие».
Каждая из этих областей решает ряд
задач.
Так, социально -
коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В образовательной
области «Речевое развитие» можно использовать:
- составление словесных
иллюстраций к рассказам, стихам;
- беседы;
- разучивание стихотворений, пословиц,
чтение рассказов.
Рекомендуемые литературные произведения,
способствующие формированию нравственных ориентиров (совестливость,
справедливость, ответственность):
И.А. Крылов «Чиж и
голубь», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек»,
Н.Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д.
Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В.
Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,
К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ничья кошка», В.
Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. СентЭкзюпери
«Маленький принц».
Русские народные
сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Гуси-лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пословицы: «Хорошо тому добро делать,
кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не
стоит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека
ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил,
вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в
службу, а в дружбу».
В образовательных
областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные
постановки, способствующие:
- формированию представлений
воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение
закона и правопорядка;
- формированию представлений воспитанников
о правилах поведения, принятых в обществе;
- формированию представлений
воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость»,
«правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;
- формированию знаний о современном
этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой
обучения является игровая деятельность.
Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр
рекомендуется ознакомить детей с профессиями, представители которых призваны
обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.
Помимо
информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на
привлечение воспитанников к поддержанию порядка в группе. Воспитанникам
предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка.
Наиболее простое
поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил.
Активное использование
подобных ролевых игр будет способствовать закреплению таких понятий, как
«правила», «порядок», «наказание».
При этом педагог
должен быть примером, выступать в качестве основного гаранта соблюдения правил
поведения в группе.