05.02.2020
Период вхождения начинающего воспитателя в профессию отличается
напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От
того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как
профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в
другой сфере деятельности.
В повседневной профессиональной деятельности начинающего воспитателя наставнику следует обращать внимание на выполнение
задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами
и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений –
вносить в план работы необходимые коррективы.
Задача наставника – помочь молодому воспитателю
адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы она не разочаровалась в
выбранном пути.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют
развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению
приемов работы с детьми и их
родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной
значимости.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию
традиций наставничества позволяет:
• отработать усвоенные
в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения
развития детей, взаимодействия родителей и педагогов на практике;
• освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и
передачу педагогического опыта от одного поколения другому.
Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и
ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его
корректировке.
Наставник
сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
В. Даль
Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно
мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации
гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные
процессы. Однако, как показывает анализ реальной
действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к
педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация
молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Наставничество – одна из
наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению
профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Цель наставничества в ДОУ - создание условий для профессионального роста молодых специалистов,
способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в
профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
·
обеспечить наиболее
легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога
эмоционально, укрепить веру в себя;
·
использовать
эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального
мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для
самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
·
совместно планировать
мероприятия, способствующие профессиональному росту;
·
приобщать молодых
специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций
ДОУ.
Задача наставника – помочь
молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества,
коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен обладать
высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями,
пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников,
родителей.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным
условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным
знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта.
Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным
примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста,
привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него
общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и
профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального
мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и
повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями
обучения и воспитания.