Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) у детей трех лет

18.09.2020

Памятка для родителей. 

Формирование культурно — гигиенических навыков у детей 3 лет


С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом, период раннего возраста наиболее благоприятный для формирования культурно- гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Задачи работы по формированию кгн :

  • учить самостоятельно умываться;
  • пользоваться туалетом;
  • воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
  • активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
  • формировать умения и навыки опрятности; 
  • положительного отношения к сверстникам;
  • культуры поведения в коллективе: скромности, вежливости, сдержанности.

Однако, одним из важнейших условий, необходимых для успешного воспитания самостоятельности, является единство требований со стороны воспитателей и родителей. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали. Поэтому просто необходимо, чтоб правила и требования в детском саду не отличались от правил и требований дома.

Ребёнок за столом.

  • Приучать детей правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу;
  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • учить, что, чем и как едят (хлеб, котлета, суп, салат, запеканка)

Навыки культуры еды включают умение:

1. Держать ложку;

2. Не крошить хлеб;

3. Не разговаривать за столом; не крутиться, не играть.

4. Благодарить;

5. Пользоваться салфеткой.

Учим умываться.

  • Обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки;
  • Самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.

Приступая к гигиенической процедуре, проговаривать с детьми весь процесс:

  1. Завернуть рукава одежды;
  2. Поднести руки под струю воды,
  3. намылить ладони до образования пены,
  4. потереть ими друг о друга;
  5. Смыть мыло под струёй воды;
  6. Снять полотенце;
  7. Насухо вытереть лицо и руки (называют части тела и лица, которые вытирают); аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;

Все действия следует сопровождать оживлённым разговором, а также использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий, в процессе игр.

Обязательные правила:

Руки моем после туалета, перед столовой и по мере загрязнения, после еды вымыть губы.

Навыки мытья рук и умывания включают умение:

1. Закатать рукава;

2. Смочить руки;

3. Взять мыло, намыливать до появления пены;

4. Мыть руки;

5. Смыть мыло;

6. Умыть лицо.

7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.

Учимся одеваться.

Основные правила одевания и раздевания.Хочу такой сайт

  • научить детей самостоятельно снимать одежду и обувь;
  • научить расстегивать пуговицы спереди;
  • знать порядок раздевания и одевания;
  • уметь аккуратно складывать снятую одежду;
  • самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.

Формирование правил поведения:

- Начав раздеваться, не отвлекаться игрой;

- Аккуратно убирать одежду. Одновременно знакомить детей с различными свойствами и качествами предметов одежды, названиями действий, упражнять в правильном употреблении глаголов надеть, одеть, обуть и т. д.

- Во время всего процесса одевания или раздевания побуждайте детей к самостоятельности.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять обувь;

5. Снять колготки, носки

6. Надеть в обратной последовательности.

Учим пользоваться расчёской.

- Знать свою расчёску и место, где она лежит;

- Показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования;

- Учить спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности;

- Позволять ребёнку проявлять самостоятельность, исходя из его желания

(«Я сам!»);

- Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре;

- Исключить возможность пользования чужой расчёской.

Учим пользоваться носовым платком.

- Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;

- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;

- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т. д.

- Самостоятельно доставать платок из кармана и вытирать самому нос (в случае необходимости обращаться за помощью);

- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

- Обращать внимание на чистоту носового платка!

Правила поведения в туалете:

-Прививать элементарные культурно- гигиенические навыки при пользовании туалетом: пользоваться туалетной бумагой, мыть руки после посещения туалета;

-пользоваться туалетом: умение проситься в туалет, умение пользоваться крышкой и сиденьем, сливать воду после посещения туалета.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».