10.02.2020
10.02.2020
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Речь ребенка
формируется под влиянием речи взрослых.
ЛЕКСИКА
В речи ребенка
этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные
обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно
неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например:
родня, детвора, листва, бельё и пр.)
Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие
состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые,
абстрактные понятия (добрый, душевный...).
Дети шестого
года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что
транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер,
паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).
Имеют
представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Ориентируются в
пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).
Знают
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название
своей страны и столицы государства;
-
географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила
дорожного движения для пешеходов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные
предлоги (из, из-под...);
- правильно изменяет имена существительные по числам и
падежам;
- правильно согласовывает в речи существительные с
числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами
существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле
новой);
- образовывает притяжательные прилагательные
(медвежья, собачьи, папин...);
- правильно по смыслу применяет все части речи.
СВЯЗНАЯ
РЕЧЬ
На шестом году
жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из
40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм –
монологической.
В диалогической
речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К
концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически,
лексически и грамматически правильно оформленной.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой
структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то
они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для
них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить»
его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в
самостоятельную речь.
Бурное речевое
развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного
аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству
полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех
звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить
неравномерно или неверно.
От того, как вы будете разговаривать с ребенком,
насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет
ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи
(в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений)
вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная,
красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием
мышления.